Советы психолога

Рекомендации родителям по подготовке детей к школе

Что нужно уметь к школе?

Этот вопрос задают многие родители будущих первоклассников. Официальных требований к поступлению в школу нет, и школы должны принимать всех детей, которые записались. Однако в реальности часто количество мест ограничено, поэтому практикуются собеседования с будущими школьниками. Особенно сильно это собеседование может повлиять на результаты поступления в школах с углублённым изучением предметов и в той ситуации, когда ребёнок поступает в школу не от своего дома.

Учитывайте также, что первых классов в школе несколько, и формируются они по критериям разного развития детей. Условно говоря, есть слабый класс, и есть сильный. С одной стороны в сильном классе выше требования, с другой стороны ребята в сильном классе более мотивированные. Не всегда успешность обучения зависит от сильного или слабого класса, но для многих родителей важно, в какой среде окажется ребёнок.

Формальные требования в школах

Собеседования в разных школах проводятся по-разному, поэтому и требования везде свои. Но в общем и целом формальные критерии похожи.

Память

Ребёнок должен помнить своё имя и фамилию, возраст, свой день рождения, имена родителей и их профессии, адрес, название страны и столицы. Неплохо знать наизусть пару стихотворений. Уметь запоминать картинки и называть их по памяти (выкладываются 10 картинок на 30 секунд, затем переворачиваются, надо вспомнить по крайней мере половину).

Знание окружающего мира

Общие знания о природе: времена года, время суток, дни недели, дикие и домашние животные, базовые знания растений. Особенно почему-то любят спрашивать названия детёнышей различных животных, задавая вопросы, от которых и взрослые часто приходят в замешательство. Как зовут маленького опоссума?

Умение обобщать

Группировать предметы по общему признаку и называть, что объединяет указанные предметы: овощи, фрукты, животные, ягоды, транспорт, посуда и так далее. Отличать живое и неживое, женский и мужской род.

Фонетические знания

Находить слова с определённым звуком (например, слова с буквой «с»). Уметь разбивать слова на слоги. Желательно уметь выделять глухие и звонкие, мягкие и твёрдые звуки.

Речь

Умение отвечать на вопросы и задавать их. Пересказывать небольшие рассказы, уметь уловить смысл литературного произведения. Рассказывать историю по картинке.

Математические навыки

Считать до 100, выполнять элементарные операции на сложение и вычитание в пределах первого десятка. Уметь соотносить цифру и реальное количество предметов. Знать геометрические предметы.

Нужно ли уметь читать и писать?

Очень многих родителей волнует этот вопрос. Безусловно, умение читать и писать являются плюсом при поступлении. Несмотря на то, что официально уметь читать не требуется, об этом обязательно спросят на собеседовании. Всё зависит от мотивации ребёнка. Если буквы запоминаются легко и вот они уже складываются в слога, почему бы не дать ребёнку хороший бонус в дальнейшем школьном обучении? Это прибавит ему уверенности в себе. Если «не идёт», не стоит зубрить буквы с утра до вечера, наверняка есть какое-то занятие, которое именно сейчас ребёнку нужнее. А пока читайте малышу сами, прививайте любовь к книгам, и в один прекрасный день он захочет прочитать книгу самостоятельно.

Подготовительный класс: идти?

Плюсы у подготовительного класса есть. Ребёнок освоится в стенах школы, познакомится с учителями, наверняка у него уже появятся друзья и знакомые в будущем классе. В целом адаптация к школе через подготовительные занятия пройдёт легче. Подготовительный класс в определённой степени снимает с плеч родителей ответственность обучить ребёнка читать и писать, наверняка он этому научится в школе.

Особенно важно посещение подготовительного класса, если ребёнок поступает в школу с углублённым изучением или в школу, которая относится к другому дому. Конкурс в такие школы будет выше, и дети, завершившие обучение в подготовительном классе, получат преимущество.

Подготовка к жизни

По нашему глубокому убеждению, настоящая подготовка к школе — это не про то, как выучить несколько ответов на заранее подготовленные вопросы. Настоящая подготовка означает научить ребёнка понимать вопросы и искать ответы, оставаться спокойным и находить решение любой проблемы, которая встаёт перед ним на пути.

Безусловно, дать такие навыки гораздо сложнее. Зато подготовка станет не только билетом к поступлению в школу, но и ключом к успешной жизни в целом

Немного психологии

Психологическая готовность к школе очень важна. В этом вопросе стоит поинтересоваться опытом других родителей, советам психологов и учителей. Навыки навыками, но мотивация ребёнка и его психологические особенности оказывают большое влияние на то, как прочно эти навыки «прилипнут» к ребёнку, и насколько комфортным будет его пребывание в новой среде.

Успешного вам поступления в школу!

Информация о проведении социально-психологического тестирования

По всей России проводится процедура социально-психологического тестирования на предмет осведомленности подростков о наркотических средствах и психотропных веществах. Результаты тестирования являются анонимными и представляются в обобщенном обезличенном виде, о ваших ответах не узнают ни ваши сверстники, ни учителя, ни родители.

Ответы на вопросы – это личное мнение. Для нас важен каждый ответ, так как от этого зависит дальнейшая профилактическая работа на территории Оренбургской области.

Система ранней диагностики потребления наркотических средств и психотропных веществ включает:

— социально-психологическое тестирование обучающихся, направленное на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 июня 2014года N 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования»);

— проведение профилактических медицинских осмотров в целях раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 06 октября 2014 года N 581н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ»).

Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» устанавливается компетенция образовательных организаций по обеспечению раннего выявления незаконного (немедицинского) потребления наркотических средств и психотропных веществ среди обучающихся путем проведения социально-психологического тестирования обучающихся образовательных учреждений.

Принципы тестирования – принцип добровольности, принцип конфиденциальности, принцип ненаказуемости.

Уважаемые родители!

Вы, безусловно, — самый близкий и значимый для ребенка человек. Вы стремитесь быть успешным родителем. Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка. Это – здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит.

Идет необъявленная война наркомафии против наших детей. Сегодня вашему ребенку могут предложить наркотики в школе, в институте, во дворе и на дискотеке. До 60 процентов школьников сообщают, что подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать алкоголь или наркотики. Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может».

Помните! Чем раньше Вы заметите неладное, тем легче будет справиться с бедой.

Участие в социально-психологическом исследовании поможет Вам снять необоснованные подозрения в употреблении наркотиков, выявить скрытые тенденции нарушений поведения, поможет не упустить время и оказать помощь своему ребенку. Тестирование может дать шанс предотвратить развитие наркотической зависимости на ранней стадии употребления наркотиков.

Нужно ли тестирование Вам, Вашей семье?

Да – если опасаетесь, что ваш ребенок начал употреблять наркотики. Вы можете заподозрить потребление Вашим ребенком наркотиков, если замечаете, что его поведение меняется:

  1. утрата старых друзей, отказ познакомить Вас с новыми;
  2. сужение круга интересов, потеря интереса к бывшим увлечениям, хобби и пр.;
  3. нарушение памяти, неспособность логически мыслить, резкое снижение успеваемости;
  4. резкие перемены в характере, чрезмерная эмоциональность, не обусловленная реальной обстановкой. Настроение колеблется: от безудержного веселья до депрессии;
  5. непривычная раздражительность и агрессия;
  6. замкнутость: ребенка перестают интересовать события в семье, в классе;
  7. сокрытие от Вас мест, которые он посещает, того, с кем и чем планирует заниматься, и пр.;
  8. телефонные разговоры (особенно “зашифрованные”) с незнакомыми лицами;
  9. стремление все закрыть на ключ: комнату, ящики стола, шкатулки и пр.;
  10. нарушение сна: бессонница или настолько крепкий сон, что не представляется никакой возможности его разбудить или сделать это намного труднее, чем было раньше;
  11. необъяснимое повышение аппетита или, наоборот, беспричинная потеря его, частые простудные заболевания;
  12. долгое (вплоть до нескольких суток) отсутствие дома;
  13. нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха алкоголя изо рта;
  14. специфический запах от одежды (например, смесь хвои с табаком);
  15. незнакомые таблетки, порошки и пр. (не из домашней аптечки) в комнате, среди личных вещей;
  16. неожиданное покраснение глаз, зрачки неестественно сужены или расширены, коричневый налет на языке;
  17. необъяснимые “потери» денег и пропажа вещей из дома.

При наличии у вашего ребенка трех-четырех приведенных признаков уже достаточно, чтобы заподозрить у него употребление каких-либо ПАВ. Не стесняйтесь этого – любая профилактика в ваших интересах!